Симптомы «звездности» стали особенно ярко проявляться в коммерческой стоматологии последнего периода, и это можно связать с объективными обстоятельствами, определяющими общую «этиологию» «звездной болезни»:
стоматология получила в свое распоряжение новейшие технологии и материалы, что позволяет докторам быстро «набирать» хорошую профессиональную форму;
ярче стали проявляться различия между докторами по уровню мастерства – одни растут заметнее, чем другие, и это позволяет подмечать превосходство одних над другими;
выросло материальное благополучие докторов, что выступает «катализатором» осознания своего уверенного положения в обществе;
на рынке стоматологических кадров ощутим дефицит хороших специалистов, что побуждает профессионалов чувствовать свою востребованность;
специалисты поняли, что неплохо заработать можно практически в любой клинике, отсюда высокомерное: «Я знаю себе цену!».
К названным внешним предпосылкам «звездной болезни» следует добавить «местечковые факторы», которые также способствуют возникновению и распространению «болезни».
Один из них – невысокий профессиональный уровень большинства докторов. На таком фоне легко «заболеть» человеку, преуспевающему. в чем-либо. Если коллектив сильный, то отдельно взятому доктору труднее завышать свою самооценку: другие то же не лыком шиты и чуть что могут указать притязательной особе на свое законное место.